В эпоху Нового царства пирамид уже не строили, а храмы Древнего царства очень сильно отличаются от рассмотренных только что и представляют собой явления совершенно другого порядка.
Правда, задача распространения средствами искусства идеалов централизованной теократической (основанной на религии) монархии среди широких масс эксплоатируемого населения стоит как перед пирамидами, так и перед храмами Нового царства.
Но в пирамидах это достигается путем создания замкнутой гигантской массы, противопоставленной зрителю и действующей силою лежащего на ней архитектурного акцепта; в храме Нового царства дано сложное оформление развертывающейся во времени религиозной процессии.
Есть основания полагать, что процесс отделения искусства от религии и разложения недиференцированного пространственного искусства на архитектуру, скульптуру и живопись, который вполне ясно проявляется в греческом и римском искусстве, начался еще в Египте.