Основные части храма Нового царства

Тайна святилища остается навсегда скрытой от людей; им доступно только постепенное приближение к этой тайне;  ступенями  они  подходят к ней, но всегда остаются впереди последние ступени, которые человек не может преодолеть. Этими ступенями, расположенными все ближе и ближе к святилищу и постепенно к нему подводящими, являются основные части египетского храма Нового царства:

1) аллея сфинксов перед пилонами (ворота главного входа с двумя башнями);
2) открытый посредине, сверху, и приближающийся в плане к квадрату двор, окруженный крытыми портиками на колоннах;
3) гипостильный зал, растянутый вширь, сплошь заставленный колоннами и совершенно закрытый сверху;
4) маленькое святилище.

Можно наблюдать, как в индивидуальных случаях отдельные части варьируются, например удваиваются (двор), но это не меняет основной схемы.

Теперь изучим в отдельности каждую часть египетского храма с точки зрения общих принципов всего сооружения. Самый храм обычно составлял часть более крупного комплекса — священного участка, окруженного оградой, следы которой иногда еще заметны. На священном участке располагались, кроме самого храма, еще связанные с ним другие, более мелкие храмики, часовенки, сады, жилища жрецов и т. д. Характерным примером такого ансамбля, и при том одним из самых сложных египетских культовых ансамблей, является храмовой комплекс в Карнаке.

В этом случае сохранились очень ясные следы ограждений священных участков, которые примыкают с двух сторон к пилонам. Благодаря этим ограждениям пилоны выделены как единственная наружная часть храма, которую видит зритель. С других сторон к храму вовсе нельзя подойти, так как этому препятствовало ограждение. И по строению своей формы египетский храм таков, что остальные три наружных стороны его, кроме пилонов, воспринимаются как задние кулисы целиком обращенного внутрь здания, которые не рассчитаны на то, чтобы зритель их видел.

И, наоборот, пилоны явно выдвинуты вперед навстречу зрителю как лицевая сторона всего сооружения, совпадающая со входом в храм, со входом в священный участок. Это еще сильнее подчеркивается аллеей сфинксов, которых этот вход  как бы высылает вперед в окружающее священный участок пространство природы.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru