Композиция аллеи сфинксов

Пространство аллеи сфинксов является промежуточным звеном между пространством природы и внутренним пространством храма, начинающимся в сущности только по ту сторону пилонов, которые являются входом.

Пространство аллеи мало еще отличается от неоформленной средствами искусства окружающей пустыни, потому что сфинксы поставлены в пространство природы, являющееся необходимой для них средой. Но вместе с тем расположенные прямыми рядами в точности друг против друга сфинксы оформляют образовавшуюся между ними дорогу.

Сфинксы как бы улавливают двигающихся по пустыне людей в основную ось храма, втягивая их в нее. Уже в аллее сфинксов очень ярко проявляется основная особенность трактовки пространства в египетской архитектуре Нового царства, лежащая в основе всего храма: его одномерная направленность.

Направо и налево зритель, идущий по этому пространству, встречает преграды, архитектурные формы заставляют его шагать вперед и вперед торжественным, однообразным, размеренным шагом, как фигуры на бесконечных лентах египетских рельефов. Сами архитектурно-скульптурные формы предписывают зрителю известную манеру себя держать: натянуто, строго, руки по швам, в священной позе.

Композиция аллеи сфинксов понятна только, если взять ее вместе с пилонами, к которым она ведет. Благодаря тому, что на одном конце аллеи обыкновенно нет ничего, а на другом стоят огромные пилоны с дверью посредине, аллея получает одностороннюю направленность к пилонам. И вместе с тем пилоны резко контрастируют с аллеей сфинксов в том смысле, что сфинксы подчеркивают движение вперед, а пилоны преграждают это движение.

Аллея сфинксов дает разбег на пилоны, активно направляя на них массовое шествие, которое собирается, растет и организуется в аллее сфинксов и которое по мере движения, по мере приближения ко входу в святилище все сильнее разбегается, чему соответствуют также и повышение внутреннего напряжения, рост психологического интереса и волнения по мере приближения к порогу храма. Двигаясь по аллее сфинксов, религиозная процессия находится еще в пространстве природы, еще вне храма, но уже на главной его оси.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru