Геометризация

Перед нами картина, типичная для восточной деспотии. И если мы имеем, например, геометризацию объемов в египетском искусстве, то эта геометризация только внешне напоминает геометризм зданий ренессанса и других более поздних эпох.

Геометризация, которая позднее служит для выражения идей законченности, кристалличности, гармонической завершенности, формального совершенства пропорций, в Египте была выражением идей контраста божества с земным, величия божества и т. д. В основе египетского искусства еще не лежит представление о том, что его произведения являются делом рук человека.

Художник, как человеческая личность, еще не существует. Он продуцирует „нечеловеческие образы" — и по размерам и по характеру обработки, — которые внушают зрителю представление о том, что они созданы „божественной силой". Ясно, как глубоко это представление связано со структурой восточной деспотии, с широким распространением религиозных идей, на котором базируется эксплоатация.

Аналогичные представления очень ярко отразились позднее в феодальной Византии в понятии „нерукотворного образа". Можно сказать, что и все египетское искусство понимается как созданное „нечеловеческими руками".

Отмеченные особенности тесно связаны с отношением египетского художника к природе. Религиозная деспотическая идеология толкует природу, как „создание, проявление и т. д. божественных сил". И в этом отношении искусство на службе у религии играет очень большую роль в смысле истолкования природы.

Тут важно не только то, что средствами искусства создаются фантастические образы природы, как гигантские колонны-растения или сфинксы с телом животного и головой человека, при помощи которых реальные соотношения, возможные в природе, заменяются соотношениями, созданными известной религиозной системой.

Но особенно важно, что гигантские египетские храмы „вписаны" в природу, что они оформляют часть природы так, что от этой оформленной части распространяется истолкование и на окружающее, благодаря чему здание дает зрителю ключ к пониманию природы в том смысле, как это соответствует данной идеологии. Храм царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru