Архитектура с ландшафтом

Представьте себе на минуту, что портики храма удалены: тот же ландшафт будет выглядеть нейтральным, представится возможность различного его истолкования.  Посмотрите на архитектуру с ландшафтом: природа истолкована в совершенно определенном направлении средствами искусства. Скалы давят на зрителя еще больше, чем эти здания, построенные в „количественном" стиле. Скалы, как и формы архитектуры, кажутся населенными таинственными и жуткими силами, перед которыми человек ничто, которые нужно умилостивить, с которыми нужно уметь ладить. А ключ к тому практическому знанию, которое дает возможность быть в контакте с этими сверхчеловеческими божественными силами, в руках жрецов, в руках аристократии.

Мы подошли еще к одной проблеме чрезвычайной важности — к вопросу трактовки человека и человеческой фигуры в египетском искусстве. Уже на основании Деир-эль-Бахри можно сформулировать основной принцип.

Когда зритель видит других людей на фоне архитектуры, то он сравнивает видимые им человеческие фигуры с архитектурными формами, и тогда в египетском искусстве перед зрителем выступают особенно ярко громадность архитектурных форм и ничтожество человека. Но не только когда людей нет, но и когда архитектурные формы всецело поглотили внимание зрителя, он ищет в самих архитектурных элементах таких форм, которые он мог бы воспринять как соответствующие ему, его телу.

Портики Деир-эль-Бахри являются теми элементами, которые зритель соотносит с собственным телом, которые он воспринимает как части здания, соответствующие ему. Но по аналогии с портиками то же восприятие переносится и на гигантскую полосу скал, которая воспринимается так же, как своеобразный гигантский портик. Вступает в силу то двойственное отношение к человеку, к человеческой личности, которое так характерно для идеологии восточных деспотий.

Это — либо принижение человека, его преуменьшение и подавление, что соответствует в Деир-эль-Бахри ощущению человеком себя самого в соответствии с самым маленьким портиком, когда на него наваливается вся громада скал, ему и маленькому портику противопоставленная; либо повышение человека до сверхчеловеческого — в Деир-эль-Бахри, когда зритель воспринимает себя в соответствии с гигантской верхней полосой скал.

Характерны колебания между этими двумя полюсами (приниженного до полного ничтожества, до отрицания человеческого, и повышенного до сверхчеловеческого), двумя крайностями, и отсутствие середины — „нормального" человека, представление о котором было создано только позднее.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru