Монументальные сооружения

Глубоко показательно, что египтяне располагают свои монументальные сооружения в суровом ландшафте пустыни. Связь между зданием и природой выступает особенно ясно в Деир-эль-Бахри. Перед нами случай, когда храм состоит не из растительных колонн, а из геометризованных, по преимуществу прямоугольных столбов.

Основным архитектурным мотивом являются сильно растянутые по горизонтали портики, уступами возвышающиеся друг над другом, чем еще усиливается значение горизонтальных линий и горизонтальной ленты массива портика. Благодаря тому, что эти горизонтали повторяют общие очертания скал за храмом, природа оказывается включенной в архитектурный образ.

В ландшафте доминирует круто подымающийся скалистый обрыв, который завершается резко выраженной горизонталью края пустыни.

Легко себе представить, как на основе другой идеологии можно было бы средствами искусства совершенно иначе истолковать данный ландшафт. Можно было бы, например, нивелировать грандиозность этих скалистых глыб, обработав часть их в виде натуралистически трактованных изображений людей или животных большого размера.

Вспоминается проект архитектора Дейнократа — превратить гору Афон в человеческую фигуру, в левой руке которой помещался бы целый город, а в правой — огромная чаша, в которую стекалась бы вода всех рек, текущих по этой горе, чтобы из этой чаши изливаться прямо в море, проект, так восхитивший Александра Македонского (Витрувий, введение ко 2-й книге).

Египетский архитектор уподобляет храм в Деир-эль-Бахри формам природы, в которой этот храм расположен, благодаря чему природа кажется связанной со зданием.

Но вместе с тем он делает здание маленьким по сравнению о огромными скалами, благодаря чему эти скалы особенно вырастают в представлении зрителя, кажутся на много больше, чем они есть на самом деле. Это впечатление еще усиливается тем, что два портика, расположенные уступами, видны друг над другом. Благодаря перспективному сокращению дальний портик кажется меньше ближнего.

Таким образом создается сопоставление нескольких масштабов рядом друг с другом, которые дают, с одной стороны, постепенное нарастание одного и того же мотива: маленького портика, большого- портика, полосы скалистой массы (воспринимаемой как дальнейшее развитие, дальнейшее увеличение того же мотива горизонтальной полосы массы, что и в портиках).

С другой стороны, разница между масштабом самого маленького члена этого ряда (маленького портика) и самого большого члена того же ряда (огромной полосы скалистых глыб) так велика, что от этого по сравнению со скалами маленький портик становится еще меньше, а по сравнению с ним скалы выглядят еще грандиознее.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru