Роль Египетской скульптуры

Мы в Египте постоянно наталкиваемся на характерный факт, что с точки зрения наших художественных взглядов египетская скульптура играет роль, которая присуща нашей архитектуре, а зодчество египтян, наоборот, „изобразительно". Так, аллея сфинксов перед входом в египетский храм отнюдь не соответствует нашему представлению о скульптуре, хотя бы уже потому, что бесчисленное количество раз повторяется в точности один и тот же мотив, а колонны гипостильного зала изображают растения, причем художник стремится дать впечатление того, что такие растения, как египетские колонны, реальны, перетолковывая этим действительную реальность.

А что сказать про покрытую многочисленными изображениями, рельефными или живописными, поверхность стен египетских храмов, когда эту живопись или рельефы невозможно изолировать от архитектурных форм, так как они составляют и часть пространства храма и эпидермуего пластических масс? Все это не укладывается в нашу схему: архитектура—живопись—скульптура.

Строго говоря, мы в нашем обычном словоупотреблении допускаем по отношению к Египту (и другим сходным культурам) еще одну неточность, устранение- которой тоже имеет очень большое принципиальное значение. Мы говорим о египетском „искусстве". Мы и тут эстетизируем и переносим на древний Египет понятия, сложившиеся и откристаллизовавшиеся только позднее. Египетское искусство еще настолько тесно связано с религией, что можно утверждать: в Египте искусство еще не отделилось от других форм проявления человеческой культуры, с которыми оно настолько же тесно связано, насколько различные виды пространственного искусства друг с другом.

И в этом случае правильным будет применять то же рассуждение, которое мы применяли выше к процессу диференциации самого искусства. Можно утверждать, что в египетской культуре искусство еще не отделилось от других форм идеологий, что искусство насквозь пронизано религиозными представлениями и еще не отделилось от религии, что случилось только на более позднем этапе развития человечества.

Поэтому и художественная форма и в частности архитектурная форма имеют в Египте совершенно другой смысл, чем в более поздние эпохи. Если взять любую колонну, стену, столб в египетском храме, все они имеют религиозный, символический смысл, выражают религиозно-мистическую идею. И каждая часть египетского храма может быть осознана только в связи с композицией храма в целом, которая в сильнейшей степени обусловлена и пронизана религиозными идеями: на службе у них находится искусство.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru