Данное направление в архитектуре еще называют советским монументальным классицизмом. С 30-х до 50-х гг. ХХ века «сталинская архитектура» доминировала в монументальном, декоративном искусстве Союза. С приходом Сталина данный стиль начал использоваться в СССР повсеместно, затем, после окончания Великой Отечественной «сталинская архитектура» распространилась и на страны Восточной Европы.
Нередко данную архитектуру называют еще «сталинским ампиром», поскольку во французском слово «империя» созвучно со словом «ампир». Благодаря этому и была проведена данная аналогия, хотя она и не является совсем точной. В послевоенное время «сталинская архитектура» становится общегосударственной.
По используемым мотивам, стилю данная архитектура ближе всего к эклектике.
Начиная с 30-х гг. прошлого века советская архитектура начинает постепенно уходить от конструктивизма, переходя к монументальному советскому классицизму. Данный переходный период называется «постконструктивизмом». Здания, построенные в это время, были богато декорированы внешне, хотя внутренняя планировка, детали были созданы на основе конструктивизма. Уже к концу 30-х гг. «сталинская архитектура» была полностью сформирована.
Многие здания в это время строятся победителями всесоюзных конкурсов, зодчие и архитекторы работают в больших мастерских при научно-исследовательских институтах. Еще в военные годы архитекторы уже занимаются разработкой проектов восстановления разрушенных городов, готовят проекты мемориалов, триумфальных арок для встречи героев войны. В созданных образах везде прослеживается огромная вера в победу, которую все ждали с огромным нетерпением.