Кенго Кума — о гармонии XXI века, бамбуке и восстановлении Японии после цунами
В рамках 17-й международной выставки «Арх Москва-2012» в российскую столицу приехал один из самых известных японских архитекторов — Кенго Кума. По приглашению журнала Architectural Digest (AD) он прочитал в ЦДХ лекцию о своих проектах, а затем встретился с корреспондентом «Недели».
— Какие тенденции в мировой архитектуре отличают наш век от прошлого?
— В ХХ веке было отчетливое противоречие между архитектурой и окружающей средой, активно использовались бетон, стекло и сталь. Это «международные» материалы, которые убивают природу. Окружающая среда воспринималась как что-то враждебное. В XXI веке люди хотят создать новый тип гармонии и новый интеллектуальный стиль взаимодействия между материалами и человеком. Материалы нашего века очень мягкие, они глубоко вплетены в окружающую среду.
Еще одна тенденция — искать местные материалы, характерные именно для вашего географического региона. Их обрабатывают с помощью современных технологий, так что они становятся не менее функциональными, чем инновационные разработки. Поэтому это нельзя назвать ностальгией по старине.
— Для Японии такой материал — бамбук?
— Бамбук и рисовая бумага. Японские ремесленники поразительно умеют с ними работать.
— Насколько развитие архитектуры в России уникально или, наоборот, совпадает с мировыми трендами?
— В России огромные пространства и природные богатства, поэтому у вас есть все возможности создать новый тип гармонии. Мы говорим в первую очередь о материалах, а не о формах. ХХ век был веком формализма: люди хотели создать уникальные очертания. В XXI веке формы становятся тонкими, почти незаметными. Японские и русские архитекторы могли бы сотрудничать, чтобы создать новый образ среды.
— В ХХ веке русский архитектурный авангард сильно повлиял на мировую архитектуру. Отмечаете ли вы сейчас следы этого влияния?
— Русский авангард вышел за пределы западного модернизма, где царила геометрия, подходящая для индустриализации. Он был посвящен созданию некой мечты; только русские смогли выйти за пределы функциональности и прагматичности конструкций. Сегодня об этих достижениях надо помнить: архитектура может быть мостом между мечтой и реальностью.
— Вы построили несколько музеев, каким представляете себе идеальный?
— Идеальный музей — это только то, что в нем происходит. Это исчезающий музей, без очертаний и форм.
— Нравятся ли вам российские музеи?
— Я впервые в России и видел только Музей архитектуры — очень красивое здание. Здание ЦДХ, где я сегодня читал лекцию, сохранило советский дух. Если его красиво отделать, оно может, тем не менее, считаться историческим наследием Москвы.
Источник: http://izvestia.ru