Что объединяет "Детский мир»", "Военторг" и гостиницу "Москва"? Не только скандалы со спорными проектами реконструкции, но и нарушение авторских прав архитекторов, создавших эти здания. Когда дело касается памятников ХХ века мы зачастую забываем, что у их авторов есть наследники, которые по закону имеют те же права, что и сами архитекторы. Почему же в отличие от композиторов и писателей, эти люди вынуждены наблюдать, как творения их отцов и дедов меняются до неузнаваемости, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.
Осовремененный "Военторг", неузнаваемая гостиница "Москва", разрушенные интерьеры "Детского мира". То, что происходит в России с памятниками архитектуры ХХ века не только противоречит здравому смыслу, но и букве закона, ведь все эти здания охраняются таким же законом об авторском праве, как и музыкальные, литературные и кинопроизведения, говорит внучка архитектора "Детского мира" Алексея Душкина Наталья Душкина:
"Сооружения ХХ века - это единственный временной промежуток, который может быть защищен двумя законодательствами - законом об охране наследия и авторским правом".
Закон об авторском праве гласит: без согласия автора здания, никаких изменений в его планировку вносить нельзя. Но как быть, если автора уже нет в живых? Тут следует обращаться к его наследникам, объясняет юрист по авторскому праву Иван Близнец:
"Эти объекты охраняются на протяжении всей жизни автора и 70 лет после смерти, то есть если автор умер, значит имущественные и личные неимущественные права переходят к его наследникам, то есть они являются правообладателями, и любое изменение, или использование, или тиражирование этих объектов возможно только с согласия правообладателя, то есть его наследников".
Но на деле получается совсем по-другому, рассказывает Наталья Душкина. Сама историк архитектуры и профессор МАРХИ, она с 2003 года добивается того, чтобы законодательство об авторском праве соблюдалось в отношении уникального памятника, созданного ее дедом:
"В отношении "Детского мира»" ни разу ни один шаг не согласовывался с семьей вообще, она полностью игнорировалась. Были попытки встречаться, и такие встречи были, но всегда речь шла о том, что это будет сносной проект, интерьеры будут разрушены".
Единственное, что можно сделать, когда подрядчик остается глух к требованиям обладателей авторского права, обратиться в суд. Но даже в тех редких случаях, когда наследники архитектора живы и готовы бороться за свои права, прецедентов удачного разрешения таких конфликтов, немного, констатирует Иван Близнец.
"Надо понимать, что в большинстве случаев создаваемые архитектурные объекты передаются заказчику, и материальные права, имущественные права они переходят к заказчику, но моральные права, то есть если исказился авторский замысел или само авторское исполнение, то автор или его наследники могут говорить о нарушении личных неимущественных прав".
Источник: http://radiovesti.ru