Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя. В этот период Афины становятся во главе созданного ими Морского союза с целью объединения всей Греции. В осуществлении своих политических целей они широко используют средства идеологического порядка, в том числе искусство и архитектуру. При правителе Афин Перикле, в 440-х годах, предпринимается создание архитектурного ансамбля Акрополя — общественного и культурного центра города Афин и всего Афинского государства (ил. 20), на месте разрушенного персами. Во главе работ был поставлен Фидий — крупнейший скульптор того времени. В состав творческого коллектива вошли лучшие зодчие — Иктин. Калликрат, Мнесикл, Архилох и другие. Созданный их усилиями ансамбль Афинского акрополя является высшим выражением художественного гения греков и одним из наивысших достижений мирового монументального искусства.
Афинский акрополь — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) но ширине, уровень верхней площадки над морем — 156 м. Подъем на верхнюю площадку — с узкой западной стороны, обращенной к морю.
Впервые поселение на верхней площадке Акрополя возникло еще в догреческие времена. В VII — VI веках до н. э. здесь уже существовали храмы, разрушенные позже персами. В отличие от более раннего времени, теперь, в V веке до н. э.. было решено создать единый, взаимосвязанный ансамбль.
Первое сооружение, которое встречает поднимающихся на Акрополь — входные «ворота» — Пропилеи (архитектор Мнесикл; 440 — 432 гг. до н. э.), к которым вела тропа, развертывавшаяся серпантином по склону скалы. Основная часть Пропилеи состояла из двухколонных портиков, завершавшихся фронтонами — западного и располагавшегося за ним восточного. Оба портика — дорические, но внутри их, с двух сторон центрального прохода,— ионические колонны. Таким образом, в этом сооружении впервые применены два ордера — дорический снаружи, ионический внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны пинакотеки (картинная галерея) и библиотеки. Вследствие этого Пропилеи приобрели асимметричный характер. Впечатление асимметрии усиливается наличием на правой стороне ската холма, завершенного Пропилеями, небольшого (высота колонн — 4,065 м) храмика — амфипростиля, посвященного Нике Аптерос — Бескрылой Победе. Это необычайно гармоничное сооружение (архитектор Калликрат; 449— 421 гг. до н. э.), изящное, тонко проработанное во всех деталях, поставлено на пиргосе — выступе скалы, обработанной подпорной стенкой.
Пройдя Пропилеи, поднявшись на Акрополь, видишь перед собой несколько правее, в отдалении, главный храм — Парфенон, посвященный богине Афине — покровительнице города Афины (архитекторы Иктин и Калликрат; 447 —432 гг. до н. э.); перед ним, чуть левее, возвышалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием, а за ней виднелся второй по размеру храм — Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 421—407 гг. до н. э.), посвященный Афине Полиаде и Посейдону, двум главным божествам Афин. Его название связано с именем древнейшего легендарного царя и героя Афин — Эрехтея.
Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.
Источник: http://www.arx.by/