Разрыв между архитектурой и скульптурой.
На фоне наших достижений проектная практика показывает болезненные симптомы.
Часто вся художественная нагрузка архитектурного комплекса ограничивается механически „приложенными" к зданию барельефами; еще чаще скульптура появляется в проекте просто как „пятно", как наиболее развитая форма, контрастирующая с сухой геометрией архитектурных объемов, или как форма, принимающая на себя всю пластическую нагрузку архитектурного комплекса.
От такого проектирования недалеко и до дискредитации самой идеи синтеза архитектуры и скульптуры.
В нашей практике и в нашем ближайшем наследии разрыв между архитектурой и скульптурой существовал и существует.
Скульптура появляется в эскизах и исчезает в окончательных проектах, потому что в массе архитектор ею не владеет, и скульптура, предоставленная на усмотрение только архитектора, фактически предоставлена самотеку.
Вместе с тем скульптура в архитектуре не частный вопрос, не деталь, не отдельный прием, как введение пандуса или плоской крыши.
Прекращение общих споров о принципиальной необходимости синтеза на нынешнем этапе не случайность. Единственно правильным методом решения проблемы, как и в литературе, театре, живописи, является социалистический реализм.