Скульптура

В архитектурных спорах Парфенон приводится и „за" и „против".

В скульптуре он пока еще мало склоняется на разные лады.

Круглая статуя на площади, статуя внутри стеллы, горельефы метопов, барельефы фриза, львиные маски карниза и круглая скульптура на здании — акротерии—все основные виды скульптуры охватывают Парфенон.

Совершенно очевидно и общеизвестно, что все эти объекты содержат более или менее развернутый изобразительный рассказ — обстоятельство, которое мы не должны упускать, разбирая условно только архитектонические свойства этой скульптуры.

Глубокая пространственность, свойственная архитектуре Парфенона, пространственность, вплоть до трактовки поверхностей объемов (несмотря на кажущуюся плоскостность основной схемы — прямоугольный параллелепипед), свойственна в такой же мере и его скульптуре, от планировочного места статуи на площади до решения метопы или фриза.

В нашей практике имеет распространение боязнь пространственных решений вообще и в частности скульптуры, якобы „разрушающей стену".

Это доходит до курьезов вроде: „Лучший барельеф—голая стенка" (заявление профессора скульптуры киевского художественного института в 1925 г.). Конечно, много образцов таких, где скульптура „разрушает стену", но вовсе не потому, что она пространственно решена.

Наоборот, поверхность, плоскость конкретизируется пространственными проемами (например, окно, ниша или прорезы бойниц в кремлевской "стене), и только тогда она ощутима как поверхность материального объема.



(с) 2009-2024 Права на сайт принадлежат: www.allarhitekt.ru | Написать нам: art@allarhitekt.ru